?

Log in

No account? Create an account
Корпорация Путешествий TRIVIUM

kptrivium


Корпорация Путешествий Тривиум


Previous Entry Share Next Entry
Горящие путевки вот-вот исчезнут из продажи
Корпорация Путешествий TRIVIUM
kptrivium

Впервые за последние годы этим летом на российском рынке может почти не оказаться горящих путевок: туроператоры отказываются от демпинга.


По данным Росстата, в прошлом году российские туристы совершили 14,5 млн поездок за границу — на 15% больше, чем в 2010 г. Правда, годом ранее турпоток увеличился на 32%. Рост в 2011 г. соответствует среднему показателю за последние 4-5 лет, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Рекорд же 2010 г. она объясняет восстановлением после провального сезона 2009 г. «Мы рассчитываем, что по итогам 2012 г. рынок покажет 15%-ный рост, — сказала Тюрина. — Ожидания от сезона позитивные, глубина продаж у туроператоров присутствует».

Но случившиеся за последние пару лет банкротства крупных участников рынка («Капитал тур», «Ланта-тур вояж» и проч.) заставили оставшихся на рынке туроператоров умерить аппетиты, признается Виктор Тополкораев, гендиректор «НТК Интурист» (туроператор, входящий в совместное предприятие «Интуриста» и Thomas Cook). «Все туроператоры оптимизируют затраты, стараются зря не рисковать, не демпинговать», — соглашается гендиректор сети офисов «Горячие туры» по Южному федеральному округу Елена Махрова. С начала нового сезона на рынке появилась тенденция: туроператоры перестали наращивать объемы заказа нереально больших объемов перевозки, что чревато дальнейшим демпингом, отмечает Тополкораев: «В этом сезоне спрос и предложение почти соответствуют друг другу».

Туристический рынок в последние годы «погряз в демпинге», признает Тюрина. «Испугавшись кризиса, в 2009 г. компании не гнались за объемами и трезво оценили свои возможности — тот год оказался для турбизнеса прибыльным, — вспоминает Тюрина. — Но в 2010 г., рассчитывая на послекризисное восстановление рынка, туроператоры переоценили свои возможности: они забронировали мест в самолетах и [номеров] отелей гораздо больше, чем смогли продать. В 2011 г. сработал эффект снежного кома — ожидания опять не оправдались: пиковые для туризма даты — лето-2011 и Новый год — 2012 — продавались плохо». Это подтверждает исполнительный директор туроператора «Спутник-Гермес Самара» Александр Денисов. Обанкротившийся туроператор «Капитал тур» вел демпинговую политику, «Ланта-тур вояж», хотя и не была инициатором демпинга, была вынуждена идти за рынком, говорит Тюрина. В итоге ситуация дошла до того, что 40-45% турпродукта в последние годы продавалось ниже себестоимости, рассказывает она: например, экскурсионная Европа на 120 евро дешевле себестоимости, горнолыжные туры — на 180 евро, Доминикана — на 230 евро, Таиланд — на 260 евро.

В этом же году жесткого демпинга, по крайней мере пока, не замечено, утверждают опрошенные «Ведомостями» участники рынка. «Туроператоры едины в своей позиции: они сдержанно, тщательно и взвешенно подошли к сезону, оценили свои возможности, ценовую политику и спрос, — соглашается генеральный менеджер по продажам “Пегас туристик” (один из крупнейших туроператоров) Анна Подгорная. — Сейчас продукт продается по его реальной стоимости». Она приводит в пример Египет, направление, известное своими демпинговыми ценами: на майские праздники спрос на курорт превысил предложение, но никто из операторов не решился запросить у перевозчиков увеличенный объем кресел.

«Общее количество чартеров осталось на прошлогоднем уровне, но произошло перераспределение — оптимизация рейсов по направлениям и операторам», — делится наблюдениями гендиректор компании «ВИП-сервис» (крупный агент по продаже авиа- и железнодорожных билетов) Дмитрий Горин. К тому же перевозчики теперь стараются идти компаниям навстречу, продолжает он: вместо жестких блоков у операторов появилась возможность ежемесячно дополнять или снимать рейсы.

Данные о том, как в реальности выросли продажи, у компаний разнятся. У «НТК Интурист» продажи выросли, по словам Тополкораева, на 5-20% в зависимости от направления. Продажи на летний сезон в этом году выросли всего на 10% от уровня прошлого года, говорит Денисов. В среднем зарубежных туров продается на 25-30% больше, сказала Махрова из «Горячих туров» (все данные — по сравнению с прошлым годом).

Но с каждым годом бизнес туроператоров становится сложнее и еще по одной причине: россияне все чаще выбирают самостоятельные путешествия. Многие туристы ограничиваются только покупкой билетов или вообще одной консультацией, предпочитая бронировать отели в интернете и прокладывать маршруты с помощью путеводителей, говорит гендиректор петербургской турфирмы «Авис» Ольга Хамхокова. К тому же с каждым годом растет число людей, купивших недвижимость за рубежом: в Болгарии, Испании, Турции. «За 20 лет свободы люди уже наездились и открывают для себя новый вид путешествий — за границей у себя дома», — говорит Хамхокова.

Рынок онлайн-покупки билетов и гостиниц растет на 35-50% ежегодно, сказала представитель сайта онлайн-бронирований Momondo.ru Ирина Рябовол. В 2010 г. через интернет в России было куплено авиабилетов на $2 млрд, а прогноз на этот год — больше $4 млрд, продолжает она. К 2016 г. продажи авиабилетов в России могут вырасти до $8 млрд, ожидает Петр Кутис, основатель ресурса Onetwotrip.com. Но из всех этих объемов самостоятельные путешественники приобретают не больше 10%, оговаривается он.

И все же, несмотря на рост самостоятельных покупок, главным туристическим направлением в этом году может снова стать Турция. Эта страна в этом году ожидает принять 4 млн российских туристов, говорил в марте министр культуры и туризма Турции Эртугул Гунай (в 2011 г. эту страну посетило 2,68 млн россиян, по данным Росстата), а в ближайшие 3-4 года число туристов из России превысит 5 млн человек. «Турция, как “Макдоналдс”, остается самым доступным популярным направлением», — сказал Денисов. Но местные отельеры в этом году снова подняли цены на проживание на 10-15%, говорит Тополкораев. Стоимость тура выросла в среднем на 20%, сейчас цена на отдых в Турции — от 30 000 руб. на человека (на неделю с проживанием в отелях «3-4 звезды»), подтверждает старший менеджер нижегородского турагентства «Одиссея» Любовь Мартынюк. Это уже сопоставимо со стоимостью путевок в Европу, говорит Хамхокова из «Авис».

Из-за подорожания отдыха в Турции прекрасные шансы привлечь российских туристов есть у Испании и Греции, оставивших цены на уровне прошлого года, считает Махрова. Настоящий всплеск активности на греческом направлении (островах Родос и Крит, полуострове Халкидики) — спрос вырос на 30-40%, говорит Денисов. «Люди хотят в Грецию по инерции, помня о том, что в прошлом году цены там сильно упали и было много спецпредложений в связи с непростой экономической ситуацией», — считает Денисов. Греция, как говорил ранее генсек Греческой национальной туристической организации Йоргас Колепсос, ожидает в этом году принять на 30-40% больше российских туристов. В 2011 г. в стране побывало почти 612 500 россиян (на 58,4% больше, чем годом ранее).